ФотоУниверситеты Foto

Мои ФОТО"университеты" (для желающих, за компанию, погрызть "гранит" фотоискусства.) Часть 2

понедельник, сентября 29, 2014Mote

Сегодня мы будем говорить про ОСНОВУ фотографии СВЕТ.
Преимущественно про естественный.

С самого начала хочу дать свой ресурс, где я коплю полезные ссылки по всему, что меня интересует в фотографии. Даю сразу, чтобы потом не затерялось в куче букАф:))) Для "накоплений", я использую любимый мною ресурс PINTEREST. Сортируя информацию по тематическим папкам. Вот папка, где складируются ссылочки на уроки по фотографии.

 Foto tutorials

А теперь вернусь к тому, о чём хочу сказать сегодня:))) 

К сожалению, очень мало материалов по практике фотографии на русском языке... Как то не пишут наши фотографа статей на эту тему, не уделяться своими знаниями за просто так:))))  Не до этого им:)))) 

Если по студийной съёмке, и съемке со вспышкой информацию можно нарыть и на русском языке, то по работе с естественным светом, я не встречала. Имею в виду в бесплатном доступе видео или статьи. Но платные видеокурсы, к примеру, появились в последнее время. Хотя об этом позже.

Зато на англоязычных ресурсах можно найти много чего интересного. Поэтому приготовитесь, подавляющее большенство информации будет на английском. Но по мне, это не очень страшно. Во-первых, если это видео то можно понять просто следя за действиями и жестами фотографа, ну если вы совсем в английском не бум бум. Во-вторых, если это текст, то пользуйтесь GOOGL Chrome, у него вполне приличный переводчик страниц и сайтов. Достаточный, чтобы понять о чём идёт речь. Я тоже, иногда прибегаю к его помощи, хотя приучена с института, читать техническую литературу на английском:)))) Я как собака, читаю и понимаю, а говорить не могу:))))

Я может где и поясню какие-то понятия, но очень коротенько. Ибо не считаю себя настолько грамотной, чтобы формулировать для других и излагать самой эти вещи:)))) Но я покажу вам основные моменты и приёмы которые надо осваивать и учитывать при работе с естественным освещением, и дам ресурсы, где это можно изучать.

Хочу отметить, что те МК ссылки на которые я дам, будут полезны для тех, кто снимает людей. В плане предметной съёмки, съёмки архитектуры, пейзажа, я не окажусь вам полезной:))) Ибо меня, интересует съёмка людей, по этой теме рою и читаю материалы:)))

Начну с фотографов, которые когда то, совершили в моём сознании ПРОРЫВ по поводу работы с естественным светом. 

Да, этого не сделало моё обучение в фотошколе. Хотя нас там в студии учили работать с источниками освещения, расстановки их, объяснили понятия заполняющего, рисующего, контрового, жесткого и мягкого, ну и далее по списку. На курсах, много раз повторяли, что те же самые принципы распространяются и при работе с естественным освещением на улице или в помещениях. Ну повторять то повторяли, но я не настолько умна, чтобы самой врубиться как реально то НА УЛИЦЕ применять эти знания. В полевых условиях так сказать. 

А вот эти двое дядек, прекрасно, наглядно и очень доходчиво, показали и рассказали основные приёмы съемок людей на улице и помещении с применением естественного света. Правила то оказались достаточно простыми и универсальными, ничего сложного. Но КАК ОНИ МЕНЯЮТ ФОТОГРАФИИ.

Вообще, у этих дядек очень много платных видеокурсов на разные темы. Я укажу источники и их. Но здесь, я расскажу о самых популярных, которые оказались в открытом доступе, и более того, были ПЕРЕВЕДЕНЫ НА РУССКИЙ ЯЗЫК.

Вообще то, со многими этими курсами я познакомилась изначально в другом формате. Александр Киселёв, активно занимающийся самообразованием и заодно образовывая всех окружающих, организовывал в гугле видеоконференции, где мы просматривали эти видео-курсы на английском языке, а он их нам переводил. Было это за очень скромную денюшку, и я очень благодарна Александру, что он меня познакомил с этими курсами.

А через какое то время, появились ПРЕКРАСНЫЕ переводы на русский этих курсов от STUDYFOTO. Огромное спасибо Ксении Комендатской за проделанную работу, неоценимые знания, которые она подарила русскоязычным:))) Да еще и безвоздбездно, то бишь даром:))))
Многие видео которые я приведу в моём посте, будут именно от этого проекта.

И о Александре Киселёве и о проекте STUDYFOTO я расскажу подробнее, в другом посте, посвящённому ресурсам по обработке фотографий.

Рекомендую видео сразу закачать на компьютер, ибо этим летом, я обнаружила, что их подчистили практически на всех ресурсах, в хорошем качестве вообще не сталось, некоторых уже не найти. Видимо борьба за авторские права, как самих фотографов, так и тех, кто переводил их на русский язык.

Для скачивания видео с Ютуба или Контакта, есть специализированные программы, ищите их в поисковике "как скачать видео с ютуба", устанавливаете и скачиваете.

Итак, первый пошёл:))))

Клифф Маунтер

САЙТ

Видео-курсы на KelbyOne

Полезное сообщество в Контакте посвящённое Клиффу Маунтеру.
Там есть видио многих его МК, не всё на русском.


Все курсы которые будут представлены здесь, рассказывают о съёмки невесты и жениха. Но КАКАЯ РАЗНИЦА КОГО СНИМАТЬ? законы работы со светом, совершенно не зависят снимаешь ты взрослого или ребёнка, человека в обычной одежде или в свадебном платье. Смотрите все это с точки зрения работы со светом.

В поисках света с Клиффом Маутнером

Cliff Mautner - Searching for the Light

Вообще этот курс состоит из 8 частей. На данный момент на Ютубе, я смогла найти только 4. Вот  здесь остальные части "В поисках света"  ВИДЕО В КОНТАКТЕ









Клифф Маутнер Снимаем целый день
Cliff Mautner Shooting Around The Clock

Этот курс от Клифа так же очень познавателен. В нём он разделил день на несколько частей, и показал как надо размещать объект съёмки в зависимости от времени дня и положения солнца на небосклоне.


10 часов утра

 

12 часов дня

 

2 часа дня

 

4 часа дня

   

 6 часов вечера

   

 8 часов вечера

 

Как снимать красивых невест
How to Photograph Beautiful Brides, with Cliff Mautner










Джерри Гионис



Видео уроки  этого фотографа переведённые на русский, практически изъяты из сети. Наверно, хорошо работает правообладатель. Остались совсем крупицы. ВОт эта часть, всё что я нашла...



Вторую часть этого MK я закинула для вас в Контакт.

Сама я смотрела два курса от Джерри в переводе Александра Киселёва на организовываемых им гугл конференциях. Это были курсы

Джерри Гионис Схемы идеального света в свадебной фотографии
В открытом доступе я нашла только несколько кусочков этого МК

Кусочек 1

Кусочек 2

Джерри Гионис Идиальные позы свадебной фотографии
Перевода на русский этого МК в открытом доступе я не встречала. В открытом доступе лежит другой МК по позированию для канала B&H на английском языке



В своих курсах Джерри рассматривает работу не только с естественным светом, но и с другими источниками света. Он много внимания уделяет ПОЗАМ, как сделать так, чтобы человек выглядел хорошо. Он вообще большой выдумщик. Интересно за ним даже наблюдать, и в принципе при этом всё понятно без пояснений. поэтому, рекомендую, просматреть ролики на его официальном канале Ютюб. Увидите много интересных идей по работе с людьми. Наблюдать за его работой очень полезно еще и тем, что Джерри делает очень интересные кадры с точки зрения КОМПОЗИЦИИ. Вы можете наглядно увидеть, какую роль играют  РАКУС и ТОЧКА СЪЁМКИ. Вы видите как он выставляет модель относительно света, и потом КАДР КОТОРЫЙ ПОЛУЧАЕТСЯ. Геометрия его кадров порой завораживает, лично меня:))))

Мой любимый ролик вот этот



И вот этот ролик я очень люблю, несмотря на его плохое качество:))) Музыка душевная:)))



Кроме того, при подготовке этого поста, наткнулась на перевод статьи

Советы по съемке свадьбы Джерри Гиониса


Scott Kelby



Если вы интересовались когда-либо обработкой фотографий, вы не можете не знать Скота Кэлби, ибо он автор самых раскрученных книг по обработке в Фотошопе и Лайтруме. Он преподаёт на официальных курсах этих продуктов Adobe. Естественно топовый фотограф. Директор и учредитель самых информативных и топовых интернет ресурсов связанных с фотографией.

KelbyОne
Крупнейший ресурс по он-лайн обучению для фотографов, ретушоров и дизайнеров. Там можно найти курсы обо всём:)))

KelbyTV
На этом "телевидении" море разнообразных выпусков обо всём чём можно из мира фотографии. Тут и обзоры нового оборудования, или ПО. Мастер классы для фотографов и ретушёров. ВСЁ БЕСПЛАТНО, но на английском языке:)))

Вот вам два небольших МК от мэтра, переведённых на русский всё тем же STUDYFOTO.






Раз уж я упомянула об обучающем центре Скотта Келби, нельзя не упомянуть о другом крупном аналогичном ресурсе

lynda.com

Ну торентах, кстати, достаточно курсов с этого ресурса, на английском конечно.
Я же покупала курсы по ВОТ ЭТИ КУРСЫ ПО КОМПОЗИЦИИ.

Правда не на самом сайте, а в переводе на русский язык от Александра Киселёва. Александр, кстати, пытался заставить людей, купивших у него перевод, РАБОТАТЬ. Т.е. сказал что не даст следующих частей курсов, пока не будет выполнено задание по предыдущим:))) В моём случае эта фишка не прошла:))) думаю, и не только в моём:)))


На этом фотографы у меня "закончились":)))) Я рассказала о тех, чьи курсы я смотрела лично. Но в сети, при желании можно найти много чего интересного.

Перехожу к двум очень полезным понятиям при фотографировании портретов людей.
Это OPEN SHADE (Открытая тень) и CATCH LIGHTS (Блики в глазах)

  Открытая тень
OPEN SHADE

Это область на границе света и тени.



Статья







Неплохой видео МК. Кстати фотограф здесь обращает внимание, что облачность на небе, это еще не гарантия отсутствия теней под глазами от надбровных дуг. Облачное небо несомненно работает как рефлектор, но всё же, пусть даже и рассеянный, но свет, идёт сверху.

 

Вот пример, использования открытой тени от меня. Это разгар лета, жара, палящее солнце. Часа 2 дня. Не самое лучшее время для портретов. Но наши девушки расположились в тени деревьев на пляже. Кроме того, что они находились в "открытой тени" (рядом с границей света и тени), так еще вокруг был идеальный природный отражатель  - песок. Который прекрасно подсветит лицо снизу, отражённым светом.


И вот такой портрет можно получить в этих условиях. Ретушь минимальна, Тени очень мягкие. Солнце находилось слева от модели (если смотреть со стороны фотографа), поэтому одна часть лица более освещена чем другая. Если повернуть человека лицом к солнцу, то освещение будет более плоским, то не менее красивым. Просто по другому. При этом солнце не будет совершенно слепить глаза человеку, как если бы вы, его поставили лицом к солнцу на открытом месте. Ну и да, блики в глазах о которых речь пойдёт дальше.


Вот еще один пример, нахождения "открытой тени". Это любые арки, желательно, чтобы были белого цвета, тогда оне будет поразитных оттенков в отражённом свете, ну и хорошая подсветка теней. Это Москва, Кремль. Кремль уже закрывался, мы убегали, и я тормознула Кирилла в этой арке, не в глубине, а очень близко ко входу, чтобы солнечный свет хорошо освещало лицо, но не падал в  него напрямую. Вместо арки, может быть и входная дверь вашего дома, или подъезда, если вы живёте в многоквартирном доме. Главное чтобы в неё попадало достаточно света с улицы. Хотя "достаточно" понятие относительно, еще и зависит от светосилы вашего объектива, но и возможности даже самой хорошей техники имеют пределы.




В тесной взаимосвязи с "открытой тенью" идёт и блики в глазах.

Блики в глазах
CATCH LIGHTS



Здесь вам подскажут что является источником для бликов в глазах модели.



Для получения бликов в глазах, необходим ИСТОЧНИК СВЕТА. Свет может быть как естественным, так и искусственным. Как прямым, так и отражённым.
Естественный источник прямого света это Солнце. Источниками отражённого солнечного света могут быть небо, вода, белые стены домов, белая рубашка-майка фотографа, отражатель, асфальт или песок... т.е. любая отражающая поверхность нейтрального, а желательно белого света. Белый лучше отражает, даст более яркие блики. Ну и не даст цветогого рефлекса на коже модели. Сейчас я не рассматриваю отражённый или прямой свет как источник теней или цветовых рефлексов, это отдельная тема. Только как источник БЛИКОВ в глазах. 
Источниками искусственного света служат вспышки, со всем сопутствующем студийным оборудованием (зонтики, рассеиватели и т.д), экран телевизора, планшета, свет от витрин.

Вот на этой фотографии, у Светы неплохие блики в глазах от витрины в Дарвиновском Музее г.Москва. (сама фотография неудачна, выбрана только для иллюстрации получения бликов от витрины:)))

 Здесь два блика: от лампы на потолке витрины (зрачёк) и блик отражённый от белого пола витрины (радужка). Ну и освещение лица ровное, без теней под глазами.


Витрина такая же на фоне которой стоит Кирилл. И это тоже иллюстрация. Стоило отвернуть модель от источника света и сразу же проблема с тенями под глазами и "мёртвые" глаза, без бликов. В данной ситуации могли бы помочь вспышка (подсветить лицо, не пересвечивая фон) или отражатель. Ну или немного колдовства в Лайтруме или Фотошопе:)))




Логично, что для того, чтобы получить блики в глазах, модель должна быть расположена ЛИЦОМ к источнику БЛИКОВ. Я не написала к источнику основного СВЕТА, умышленно. Ибо, в зависимости что и как вы снимаете, каковы условия съёмки, это может быть как один, так и  совершенно два разных источника. Например, вы ставите человека спиной к солнцу (основной источник свет), так чтобы получить подсветку модели сзади, у иностранцев это highlights называются, у нас контровый. Делается это по разным причинам, с разным художественным результатом, и в зависимости от времени суток (положения солнца на небе и температуры его освещения). Смотриет Клафа Маунтера, он вам всё расскажет:))) Главное что основной источник сзади. А вот источником бликов в глазах, при этом будут отражатели, например небо, белая рубашка фотографа, белая стена здания, отражатель (фотооборудование). Опять таки, вариантов тьма, в зависимости от условий и задач съёмки. Но можете, например вечером на закате, поставить человека и лицом к солнцу, ловя красивый мягкий свет от заходящего солнца. И тогда источник как для освещения лица, так и бликов в глазах, будет один.

НЕПЛОХАЯ СТАТЬЯ про ошибки в работе как с естественным, так и с искусственным освещением. Коротко, но по делу.


Приведу всё же еще двоих фотографов и их МК. Найти время и посмотреть их нормально я не могу. Но судя по тому что я просмотрела по диагонали, рассказывают толково.


У Майка разнообразные МК, и по технике фотографии и по композиции. МК естественно на английском, но очень удобно что он сопровождает их английскими субтитрами. Очень помогает, если тяжко с восприятием английского через уши.


Евгений Сомов

Канал на Ютубе

Наш отечественный фотограф. Конечно же не такого уровня как зарубежные. Но он совершенно бесплатно, старается донести техники и приёмы фотографии. Да, делает он это через чур попсово, слишком много движухи, и меньше полезной инфы. Но он это ДЕЛАЕТ, в отличии от других наших фотографов:)))) И на русском языке:)))




Ну и наконец, я дошла до ПЛАТНЫХ ОН-ЛАЙН курсов от отечественных фотографов.
Расскажу о тех, которые посещала и покупала лично сама

Начну пожалуй с Александра Киселёва, хотя к платным вещам он до сего времени не имел особого отношения, но именно через него, через его продвижение информации я узнала о нескольких молодых и резвых фотографах и ретушёрах, которые начали очень активную деятельность в сети по он-лайн обучению. Да и о существовании Клифа Маунтера и Джерри Гиониса тоже:)))



Александр из людей, которые делают сами себя. Ставят цели и добиваются их. Я наблюдаю за ним несколько лет, он очень активен в сети. Он из тех людей, который растёт сам, и стимулирует к росту других. Благодаря ему я подсела на обучение у зарубежных фотографов. 
Очень благодарна ему за первые переводы разных курсов на английском языке.

Он осваивал Лайтрум и Фотошом и выпустил море бесплатных уроков. Со временем к нему стали "приходить в гости", в его видеовыпуски и делиться опытом, очень даже иминитые фотографы. ВОобщем, вам потребуется много времени, чтобы перерыть все залежи знаний которые есть на его Ютуб Канале. Благо, они у него идут под рубриками, например "Цвет наше всё", "Жарим RAW", "Бывает всякое" и т.д. Что облегчает процесс поиска нужной инфы.

Еще мне нравиться формат КРИТИКА, это когда любой желающий присылает свои фотографии, и фотографы в он-лайм режиме видео стрима разбирают все недостатки. Самому можно и не присылать, а учиться на ошибках других:)))

Сам Александр из города Омска, но сейчас уже перебрался в Москву, и продолжает свою бурную деятельность в столице нашей Родины. Кстати и воркшопы там устраивает, москвичи могут задуматься:)))

Дмитрий Гусьев

Узнала о нём от Александра Кисилёва, ибо они друзья:))) Отличный фотограф, такой же буйный и энергичный как и Александр:))) Интересно, у них там в Омске все такие? Русский язык у него конечно своеобразный, и мне пришлось какое то время привыкать к нему. Зато он весёлый и старается не только учить, но и делать это в лёгкой и непринуждённой форме:)))





Я покупала три курса от Дмитрия.





Курсы удобны тем, что после просмотра видео, ты должен выполнять домашнее задание. А Дмитриый выпускает видео с критикой полученных фотографий, в специальных группах в Контакте. Учишься как на своих ошибках так и на чужих. Курсы достаточно интересные. Кроме самой съемки, Дмитрий делиться еще и секретами обработки фотографий.

И еще покупала и отдельный курс по обработки фото. В подобных курсах ценно то, что можно посмотреть манеру обработки конкретного фотографа. 
(кстати до сих пор нормально не просмотрела этот курс:((((



Стримы по фотографии от Дмитрия Гусева

Бесплатные стримы, на разнообразные темы связанные с фотографией, их можно смотреть и в записи, а можно и в реале, и задавать вопросы Дмитрию. 



Я ничего пока не сказала об он-лайн обучении основам фотографии в российских интернет школах. Думала говорить или нет... ведь опыта не имею. Но потом решла "не читала, но выскажусь":)))) Всё же, я могу вынести некоторое суждение, просто почитав программу курса.
Мне кажется, у многих фотошкол цены всё же завышины...Тем более я видела когда то курсы некоторых школ по обработке фотографий и по основам фотографии... мягко говоя они не стоили своих денег... всё что там дано, нетрудно узнать и самому.

Но если вам хочется поучиться основам, то я бы порекомендовала курсы в Виртуальной школе Profile. Я покупаю в этой школе курсы и МК с момента её основания. И вижу только высочайший класс преподавателей и излагаемой ими информации. Не разу я не видела от них халтуры, поэтому могу предположить что и курсы фотографии так же хороши как и курсы по обработке.

Тем более, школа Профайл для каждого своего курса проводит обзорные занятия, которые длятся по 3 часа. Где преподаватель сам коротко рассказывает о содержании курса, кое-что показывает, отвечает на любые вопросы желающих. В таких занятиях можно принимать участие и в он-лайн режиме, и смотреть их в записи. Т.е. вы не купите кота в мешке. А точно будите знать, что вам там дадут. За объявленями о новых курсах или открытых занятиях можно следит в их ГРУППЕ В КОНТАКТЕ.







Ну вот как то так.. на сегодня... Не удивлюсь, что я что-нибудь да забыла:)))) Ибо всё сразу в кучу собрать тяжко. Несмотря на то, что я этот пост набрасывала в течении двух месяцев, от случая к случаю:)))


А на прощание несколь каналов на Ютубе где лежит достаточно много уроков по фотосъёмке и не только. В принципе, вы могли бы их найти и без меня, поиск по ключевым словам, знаете ли, иногда творит чудеса

VK 




You Might Also Like

24 коммент.

  1. Просто клад! Спасибо огромное за подготовку такого ценного материала! Представляю, сколько времени заняло это .. Теперь бы изучить..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Пилите Шура, пилите! Она золотая!":))))) Удачи в изучении:))))

      Удалить
  2. Ириша, спасибо огромное за такой труд!!! внимательно изучу :) Все не соберусь сама порыть-почитать, а тут все на блюдечке ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста Машуль:))) Лишь бы в прок:))) лишь бы не зря:)))

      Удалить
  3. Спасибо!!! Вот бы еще время найти на все))

    ОтветитьУдалить
  4. ааааа!!!! сколько информации...целый университет!!! я далека от фотографов, но очень интересно было и почитать и посмотреть!!! Спасибо, что поделилась!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну а вдруг понадобиться:))) Ведь приёмы то в общем то не хитрые, и позволят улучшить качество семейного фотоархива:)))

      Удалить
  5. Спасибо, это даже мало сказать!! Спасибище огромное!! Пост в закладку "важное" и изучать на досуге)))

    ОтветитьУдалить
  6. супер! где б теперь по инерции поставить лайк, чтобы потом вчитаться =)))
    Ир, спасибо как всегда огромное =)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слушай, у меня те же рефлексы после фэйсбука:))) Мне теперь в блогах не хватает лайков:)))

      Удалить
  7. Очень ценный материал. Спасибо огроменное. На самом деле, несмотря на то, что уже много чего изучено, окончено, отснято не один десяток свадеб и тонны снимков с самых разных съемок, все равно очень интересно смотреть и читать как это делают мировые мастера.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенству нет предела:)))) Бум учиться:)))

      Удалить
  8. Млин! Очешуеть сколько информации! :))Только добралась! Пока все перелопачу, да хотя бы часть. Ну Киселева смотрела с твоей подачи и Келби тоже:)
    Убицца! профи мне не стать:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну не стать нам профи:))) Ну и чё?:)))) интересоваться нам никто не запретит:))))

      Удалить
    2. Угу!!! Красивые фотографии в массы!:)))

      Удалить
  9. Ира, вам поклон за прекрасный и информативный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда пожалуйста:))) Лишь бы пригодилось:)))

      Удалить
  10. Ирина, спасибо огромное, столько инфы! Лопату б не сломать, пока все это перелопатишь))) Спасиб!

    ОтветитьУдалить
  11. Огромное спасибо за такой склад. Больше половины этого уже давно сама нашла и многое изучила, но некоторые ссылки оказались для меня новыми и очень полезными.

    ОтветитьУдалить

Форма для связи